Фрагмент для ознакомления
2
Введение В спортивном плавании одним из важнейших факторов, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является скоростно-силовая подготовленность спортсменов; она в большей степени определяет результат в спорте и в плавание, в частности. В настоящее время довольно подробно изучены отдельные вопросы развития силовых качеств пловцов. В то же время дальнейшее увеличение объема силовой подготовки с применением общепринятых средств и методов в тренировочном процессе пловцов не дает надежного положительного эффекта в плане увеличения скорости плавания. Более того, повышение силовой подготовленности в основном приводит к
2
ухудшению гидродинамических качеств пловцов, техники плавания, и как следствие – к стабилизации или ухудшению спортивного результата. Степень реализации силовой подготовленности в силу гребковых движений в воде зависит от сложности механизма взаимодействия движений пловца с обтекающим потоком жидкости в реальных условиях спортивного плавания.
Глава 1. Научно-методические основы скоростноъсиловых качеств пловцев 15-16 лет 1.1Особенности двигательной деятельности в плавании
Для плавания характерны некоторые особенности, с которыми не сталкиваются спортсмены в большинстве наземных видов спорта. Прежде всего стоит отметить, что в четырех стилях спортивного плавания участвует все тело, то есть движение совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому здесь требуются скоординированные действия всей скелетно-мышечной системы, чтобы каждая ее часть вносила максимально эффективный вклад в поступательное движение пловца в воде [13]. Чтобы сделать эту координацию усилий более наглядной и понятной, представьте себе тело в виде длинной цепи, где каждая его составляющая является отдельным звеном. Поскольку все части тела связаны между собой, движения одной из них неизбежно влияют на все остальные. Эта связь, которую в основном называют кинетической цепью, позволяет передавать силу движений рук через туловище ногам. Однако если одно из звеньев цепи оказывается слабым и разбитым, то происходит потеря энергии, движения тела становятся нескоординированными. Руки имеют исключительное значение для плавания, поскольку именно с их помощью усилия широчайшей мышцы спины и большой грудной мышцы преобразуются в перемещение спортсмена в воде. Основная мысль заключается в том, что при плавании все усилия и движения передаются вдоль этой цепи, которая не
3
может быть сильнее, чем ее самое слабое звено. Разумеется, мышцы рук тоже вносят вклад в качество движущей силы в плавании. Все это подводит нас к пониманию того, на сколько важно укреплять их в ходе подготовки на суше. Локтевой сустав делит руку на две части: верхнюю, которая называется плечом, и нижнюю-предплечье. Локоть представляет собой блоковидный шарнир, его движение, ограниченное до сгибания и разгибания. Разгибание локтя происходит, когда вы выпрямляете руку, перемещая предплечье от верхней части руки. Сгибание локтя является противоположным, включая сгибание предплечья к верхней части руки. Структурным каркасом плеча является плечевая кость. Нижняя рука, обычно называемая предплечьем, поддерживается лучевой и локтевой костями. Все три кости служат местом прикрепления мышц и рычагами для них. Две основные группы мышц в руках, которые являются целью укрепляющих упражнений являются разгибатели локтя и сгибатели локтя. Оба способствуют поддержанию правильного положения руки и движению во время каждого из четырех соревновательных способов. Плавание - неестественная деятельность для человека поэтому неудивительно, что тело типичного пловца имеет некоторые необычные особенности. Успешные пловцы обычно высоки - часто очень высоки - с необычно вытянутым торсом и руками, которые позволяют им эффективно скользить сквозь воду и делать длинные гребки. У них также большие ступни и гибкие лодыжки, которые дают дополнительную мощь при ударе. Многие элитные пловцы обладают феноменально гибкими локтями, коленями и лодыжками. Эта аномалия помогает им прикладывать большую площадь поверхности тела к воде при большом диапазоне движения суставов и, следовательно, создавать большой поступательный импульс. У пловцов больше жировой массы, чем у других спортсменов на выносливость, хотя они все же существенно суше, чем не спортсмены. Жир плавучее, чем мышцы, а плавучесть снижает сопротивление воды, поэтому небольшая дополнительная «прослойка»,
4
равномерно распределенная по телу, полезна для пловцов. Типичный элитный пловец имеет 10-12% жировой массы, а типичная пловчиха - примерно 19-21 %.
1.2 Возрастные особенности пловцов 15–16 лет
Известно, что путь к высшему достижению у мужчин составляет около 10 лет, у женщин 2-3 года-младше. Эти факты являются основой для построения учебно-тренировочного процесса. Исследование показало, что морфологические характеристики важны, но не являются решающими для достижения высоких результатов. Поэтому необходимо знать, какие способности будут иметь решающее значение, что позволит вам найти способы влияния на формирование этих способностей. 1. Уровень развития физических качеств имеет большое значение, особенно физическая работоспособность. 2. Функциональные показатели занимают значительное место в достижении спортивного мастерства. 3. Аэробная производительность является основой для скоростной выносливости. 4. Показатель МПК служит показателем аэробной мощности. 5. Максимальный кислородный долг является показателем анаэробной производительности. Половое развитие ребенка неразрывно связано с общим развитием, однако, на каком-то этапе оно ускоряется за короткое время, а начало полового созревания-это скачок в половом созревании. Старший школьный возраст определяется продолжением процесса роста и развития, что выявляется в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно с этим завершается половое созревание. В связи с этим четко видны половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте медленнее происходит рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Разница между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают
5
максимума. Юноши опережают девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10–12 см и тяжелее на 5–8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей чуть короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У старших школьников заканчивается процесс окостенения наибольшей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Активно развивается грудная клетка, в основном у юношей. Скелет может выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила [3]. Различия в росте и весе женщин и мужчин больше, чем различия между мальчиками и девочками. У девушек относительно длинное туловище и более короткие конечности, руки, ноги. Вообще рост и развитие организма определяются соматотропином – гормоном роста. Помимо соматотропина на рост организма в пубертатном периоде оказывают воздействие половые гормоны, особенно андрогены – мужские гормоны. По своему действию они отличаются от соматотропина выраженным минерализирующим эффектом, который заключается в повышении плотности и утолщении костей. Женские половые гормоны – эстрогены – обладают минимальным анаболическим влиянием на белковый обмен, и не стимулирует рост костной ткани, но стимулирует процесс окостенения хрящевой ткани и закрытия зон роста в трубчатых костях. С действием эстрогена связывают интенсивный прирост жирового компонента массы тела.
2. Методика развития скоростного-силовых качеств у пловцов старшего школьного возраста 2.1 Анализ методик развития скоростно-силовых качеств
6
Развитие скоростно-силовых способностей предопределенно совершенствованием двух компонентов: силового потенциала (максимальная произвольная сила и взрывная «скоростная» сила) и скоростных способностей. Под силой человека следует понимать его способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц. Сила может проявляться при изометрическом (статическом) режиме работы мышц, когда при напряжении они не изменяют своей длины, и при изотоническом (динамическом) режиме, когда напряжение связано с изменением длины мыши. В изотоническом режиме выделяются два варианта: концентрический (преодолевающий), при нем сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины, и эксцентрический (уступающий), когда осуществляется противодействие сопротивлению при одновременном растяжении, увеличении длины мышц. Выделяют такие основные виды силовых качеств: максимальную силу, взрывную (скоростную) силу, быструю силу, медленную силу и силовую выносливость. Под максимальной силой следует понимать наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы проявляется в величине внешних сопротивлений, которые спортсмен преодолевает или нейтрализует при полной произвольной мобилизации возможностей нервно мышечной системы. Максимальную силу человека не следует отождествлять с абсолютной силой, которая отражает резервные возможности нервно-мышечной системы. Она наибольшая величина силы, вызываемая той или иной не зависящей от волевых проявлений причиной или как максимальные силовые показатели. замеренные безотносительно к собственному весу тела спортсмена (электростимуляция мышц, принудительное растягивание предельно сокращенной мускулатуры). В плавании абсолютная сила влияет на мощность гребка, длину шага (расстояние. на которое продвигается пловец за
7
один плавательный цикл). Максимальная сила во многом определяет эффективность старта и поворота, мощность рабочих движений, особенно при преодолении спринтерских дистанций. Быстрая сила – характеризуется непредельным напряжением мышц. Проявляется при выполнении упражнений с не максимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений. В плавании она отвечает за поддержание темпа (количество движений в минуту) гребковых движений на протяжении всей дистанции. Медленная сила – проявляется при сравнительно медленных движениях, практически без ускорений . Взрывная (скоростная сила)– это способность нервно–мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. В плавании данный вид силы отвечает за стартовый прыжок, толчок от стенки, толчок после поворота, за ускорение на начальном и финишном отрезках дистанции. Решающее влияние скоростная сила, которую принято определять, как взрывную силу, оказывает на достижение высших результатов на дистанции 50 м и, в меньшей мере, на дистанции 100 м. В этих видах дистанций от уровня взрывной силы и способности к ее реализации в специфических условиях зависят эффективность старта, поворотов, мощность, развиваемая при выполнении гребка, шаг гребка. Некоторое значение имеет уровень развития взрывной силы и для пловцов на более длинные дистанции, прежде всего для качественного выполнения старта и поворота, перехода от подводной части дистанции к плаванию на поверхности, эффективного финиша [23].
2.2 Игровые упражнения в скоростно-силовой подготовке.
Упражнения для развития быстроты и темпа движений
8
1. Бег на месте в максимальном темпе с высоким поднятием бедра на носках трусцой (5 раз по 6-8 е.). 2. Максимально быстрые движения руками как при беге; движения руками вверх - вниз, имитация движений «кроль» на груди и спине, «баттерфляй» (2-3 раза по 6-8 сек.). 3. Бег приставным шагом то левым, то правым плечом вперед. 4. Бег 15-20 метров на время (5 раз). 5. Бег скрестным шагом по прямой. Варианты: лицом, спиной, боком, вперед. 6. Догнать партнера с форой в 2-3 метра (3-4 раза). 7. Разные виды эстафеты. Прыжки со скакалкой в максимальном темпе 10-15 секунд (2-3 раза)
Заключение
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы: 1. Развитие скоростно-силовых способностей обусловлено совершенствованием двух компонентов: силового потенциала (максимальная произвольная сила и взрывная «скоростная» сила) и скоростных способностей. Процесс силовой подготовки в современном плавании направлен на развитие различных силовых качеств, повышение активной мышечной массы, укрепление соединительной и костной тканей, улучшение телосложения. Параллельно с развитием силы создаются предпосылки повышения уровня скоростных качеств, гибкости, координационных способностей. Проявления скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для тренировочной и соревновательной деятельности пловца, обеспечиваются элементарными формами проявления
9
быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими двигательными качествами и техническими навыками.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аикин, В.А. Учет биологических закономерностей развития в тренировочном процессе пловца /В.А. Аикин // Актуальные вопросы спортивного плавания: сб. научн. трудов – Омск, 2015. 2. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер.пер.с. англ. - Киев: Олимпийская литература, 2016. -424 с. 3. Бар-Ор, О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И. Андреев. - Киев: Олимпийская литература 2015. - 528 с. 4. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2016. - 568 с. 5. Верхошанский, Ю.В. Программирование и описание тренировочного процесса/ Ю.В. Верхошанский.-М.: Физкультура и спорт,2015– 330с. 6. Виноградов, В. Е. Стимуляция работоспособности и восстановительных процессов в тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов / В. Е. Виноградов. - Киев: Славутич Дельфин, 20106 367 с. 7. Зенов, Б. Д. Специальная физическая подготовка пловца на суше
10
8. и в воде / Б. Д. Зенов, И. М. Кошкин, С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2016.-79 с. 9. Каунсилмен, Дж. Спортивное плавание / Дж. Каунсилмен. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 208 с. 10. Кашкин, А.А. Оценка силовых способностей юных пловцов: 11. Учебное пособие для студентов специализации тренерского заочного факультетов./А.А.Кашкин, С.Н.Морозов, О.И.Попов-М., 2015.-71 с. 12. Лях, В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В. И. Лях //Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 31-36. 13. Макаренко, Л.П. Юный Пловец. – М.: Физкультура и спорт, 2013.– 288 с. 14. Мак-Комас, А. Дж. Скелетные 2016. - 408 с. 15. Маклауд, Й. Анатомия плавания/пер.с англ. С.Э. Борич - Минск:Попурри,2011.-200с. 16. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев: 2016 Олимпийская литература-320с. 17. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб.для вузов физ. культуры. - изд. 5-е / Л. П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с. 18. Платонов, В. И. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студентов вузов физического воспитания и спорта / В. И. Платонов-Киев: Олимпийская литература, 2017-566с. 19. Платонов, В. И. Техническое совершенствование пловцов / В. Н. 20. Платонов - Киев: Олимпийская литература, 2016.-115с. 21. Платонов, В. Н. Тренировка пловцов высокого класса / Н. Платонов, С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2015. -256 с. 22. Платонов, В. И. Современная спортивная тренировка / В. Н. Платонов. -Киев: Здоров'я, 2014. - 336 с.
11
23. Плавание: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических 2016 – 494с. 24. Ратов, И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления) /Минск,2016 121с. 25. Ратов, И.П. Применение искусственно повышенной скорости как средства метода совершенствования различных элементов соревновательной техники пловцов/ И.П.Ратов, Ю.А. Аллакин, А.Б.Кочргин//Теория и практика физической культуры.-2016-№10 – С29 – 32. 26. Расулбеков, Р.А. Нужна ли пловцу взрывная сила//Р.А.Расулбеков, В.Ю.Чулков, В.И.Чудовский//Плавание: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт -2016– С. 57-59 27. Спортивное плавание: путь к успеху : в 2 кн. / под общ.ред. В. Н. Платонова. - Киев.: Олимпийская Литература,2012: 526-543с. 28. Спортивное плавание. – М.: Физкультура и спорт, 2011 - 429 с. 29. Тимакова, Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация / Т. С. Тимакова. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 147с. 30. Уилмор, Дж. X. Физиология спорта / Дж. X. Уилмор, Д. Л. Костилл: пер. с англ. – Киев.: Олимпийская литература, 2016. – 502 с. 31. Фомиченко, Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовки пловцов различных возрастных групп/ Т.Г.Фомиченко-М.: Спорт Академ Пресс, 2014.-104с. 32. Хартманн, Ю. Современная силовая тренировка. Теория и практика/Ю.ХартманнХ.Тюннеманн- Берлин: Шпортферлаг, 1988. – 165 с. 33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. 2015. – 400